Понимая работу человеческого мозга, дизайнеры могут научиться использовать человеческое восприятие, чтобы вызвать изменение поведения.
Мы можем использовать основные принципы психологии дизайна, чтобы принимать более обоснованные дизайнерские решения, гарантируя, что наши проекты не только привлекательны, но и эффективны.
Эффект фон Ресторфа
Эффект фон Ресторфа, также известный как эффект изоляции, предсказывает, что при представлении нескольких объектов мы, скорее всего, запомним тот, который отличается. Верно и обратное: объекты, которые меньше выделяются, с меньшей вероятностью запомнятся. Мы должны сделать критически важные элементы и важную информацию визуально различимыми, меняя размер, цвет, положение и форму. Страница с ценами в Dropbox Business — яркий пример того, как эффект фон Ресторфа можно использовать для влияния на поведение потребителей. Они сделали свой план Advanced (тот, который они хотят, чтобы мы купили по какой-либо причине) визуально отличным от своих планов Standard и Enterprise.
Без этого визуального контраста зритель столкнулся бы с экраном, полным текста, без чёткого указания, куда смотреть в первую очередь.
Благодаря такому визуальному контрасту они с большей вероятностью увидят и запомнят расширенный план.
Теория двойного кодирования
Теория двойного кодирования, созданная Алланом Пайвио в 1971 году, предполагает, что представление информации как вербально, так и невербально облегчает её запоминание. Идея этой теории заключается в том, что вербальная информация обрабатывается другой когнитивной системой, чем невербальная информация, и представление информации обеим системам помогает зрителям создавать точные мысленные модели этой информации. Мы, дизайнеры, можем извлечь из этой теории простой урок: дополнять текст соответствующими изображениями, когда важны понимание и запоминаемость. Ключевое слово здесь актуально; абстрактные элементы дизайна не подойдут. Только значимые визуальные графики или диаграммы влияют на понимание. Инфографика блестяще применяет принцип двойного кодирования; они смешивают и сопоставляют текст с визуальными эффектами, чтобы максимизировать понимание.
Эффект последовательного положения
Эффект последовательного положения предполагает, что элементы в начале и конце списка запоминаются лучше, чем объекты в середине списка. Элементы в начале списка, скорее всего, будут храниться в долговременной памяти (эффект первичности), а элементы в конце списка — в краткосрочной памяти (эффект новизны). Это особенно актуально при разработке презентаций, отчётов или других материалов, направленных на поддержку обучения. Это также имеет отношение к психологии веб-дизайна. Важные элементы навигации следует размещать в крайнем левом или крайнем правом углу панели навигации, где их легче запомнить и легче найти.Эффект центра сцены
Эффект центра заключается в том, что, когда нам предлагают множество похожих объектов, мы склонны отдавать предпочтение тому, что находится в центре. Считается, что потребители предполагают, что ритейлеры размещают самые популярные товары в центре товарных массивов, что приводит к эффекту централизации. Независимо от причины, это следует учитывать всякий раз, когда вы планируете стимулировать продажу продукта. Например, фотографии продуктов, на которых изображено несколько продуктов, должны быть организованы вокруг одного центрального продукта.
Платформы электронной коммерции также можно проектировать и курировать с учётом эффекта центра внимания.
Вы потенциально можете увеличить продажи определенного товара, разместив его в центре вашего ассортимента.
Закон Праньянца
Закон Прегнанца — это фундаментальный принцип гештальт-психологии, школы мысли, которая пытается описать правила зрительного восприятия человека. Этот закон предполагает, что мы понимаем мир, находя закономерности в зрительных стимулах, воспринимая объекты как принадлежащие организованным группам и находя простоту в сложных формах. Некоторые законы гештальта следуют закону Прегнанца. Принципы замкнутости, фона фигуры, сходства, близости и общей области теоретически предсказывают, как интерпретируются зрительные стимулы. Мы можем использовать эти законы для информирования наших проектов и создания смысла из абстрактных визуальных элементов. Эти законы должны определять наш выбор дизайна везде, где необходима чёткая коммуникация: в веб-дизайне, дизайне логотипов и графическом дизайне.Принцип закрытия
Принцип замыкания гласит, что мы склонны заполнять промежутки между элементами, чтобы воспринимать неполные объекты как целые. Если вы не знакомы с этим принципом психологии дизайна, взгляните на изображение ниже.
Похоже ли это на трех черных персонажей Pac-Man или на белый треугольник, наложенный на три полных черных круга?
Принцип закрытости предполагает, что последнее более вероятно.
Этот принцип особенно полезен в дизайне логотипов, когда мы часто хотим исключить как можно больше ненужных чернил.
Мы можем рассчитывать на то, что наши зрители заполнят пробелы, чтобы понять смысл даже самых минималистичных логотипов.
Например, логотип NBC опирается на закрытие, чтобы придать смысл отрицательному пространству в центре дизайна.
Наш мозг заполняет пробелы, чтобы «увидеть» тело павлина, окружённое перьями.
Точно так же логотип Всемирного фонда дикой природы оставляет пробелы на голове и теле панды.
Готов поспорить, что вы без труда узнаете в этом панду.
Если вы хотите применить принцип замыкания в своих проектах, имейте в виду, что он наиболее полезен для узнаваемых объектов (например, панд и павлинов) и простых объектов (например, геометрических фигур).
Убедитесь, что вы предоставили достаточно информации, чтобы ваша аудитория могла интерпретировать объект.
Удалите слишком много контекста, и разум будет изо всех сил пытаться закрыть пробелы.
Принцип фигуры и фона.
Принцип фигуры и фона гласит, что мы отличаем объекты от их фона на основе размера объекта и контраста между объектом и фоном. Отношения между фигурой и фоном могут быть стабильными, когда есть чёткий элемент переднего плана, или нестабильными, когда элементы переднего плана и фона обратимы или неоднозначны.
Этот принцип часто применяется в сочетании с принципом замыкания для создания хитроумных иллюзий, которые переплетают «фигурные» объекты с «наземными» объектами.
Например, в этом логотипе Джона Рэндалла используется нестабильное соотношение фигуры и фона, чтобы изобразить обоих главных животных ресторана The Swan & Mallard.
Ярко-белый цвет лебедя контрастирует с темным фоном, выделяя лебедя как «фигуру».
Утка выходит из «земли», созданной в негативном пространстве лебедя с помощью закона замыкания.
Однако устойчивый эффект фигуры и фона более полезен в психологии веб-дизайна, где часто необходимо создать чёткий призыв к действию, выделяющийся на фоне.
Единственная наиболее важная графическая обработка для управления отношениями фигуры и фона — это цвет.
Делая продуманный выбор цвета, мы можем использовать визуальную заметность и контраст для создания как стабильных, так и нестабильных отношений фигуры и фона.
Принцип близости
Принцип близости гласит, что объекты, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как принадлежащие друг другу. Как показано в примере ниже, круги, расположенные ближе друг к другу, кажутся более связанными, чем круги, расположенные дальше друг от друга.
Близость — самый мощный из всех принципов гештальта. Она оказывает наибольшее влияние на то, как мы группируем визуальные объекты.
Мы должны применять принцип близости всякий раз, когда хотим организовать информацию в наших проектах, чтобы указать взаимосвязи между такими элементами, как текст, значки и изображения.
Просто разместите связанные элементы близко друг к другу и добавьте достаточно свободного пространства между отдельными компонентами.
Помимо того, что вы наведёте порядок в своих проектах, вы сделаете их более точными и лёгкими для чтения.
Принцип подобия
Принцип подобия идёт рука об руку с законом близости. Он утверждает, что объекты с общими визуальными свойствами воспринимаются как принадлежащие друг другу. Мы оцениваем сходство на основе многих признаков, в том числе:
Используя сходство в своих проектах, имейте в виду, что цвет, безусловно, является наиболее мощным атрибутом для группировки, а форма и размер — самыми слабыми.
Любые эффекты сходства, основанные на форме или форме, будут отменены эффектами сходства, основанными на цвете.
Большинство из нас интуитивно применяет принцип сходства, повторяя графические атрибуты, такие как размер, шрифт и цвет, в дизайне, чтобы создать ощущение целостности.
Принцип общего региона
Принцип общей области гласит, что объекты, помещённые в одну и ту же область (обычно заключённую в рамку или другую форму), воспринимаются как сгруппированные. Этот эффект замкнутости достаточно силен, чтобы преодолеть эффекты сходства и близости, как вы можете видеть в примере ниже.
Этот принцип особенно полезен в психологии веб-дизайна для объединения элементов, которые в остальном визуально непохожи.
